В этой части рассмотрим какую роль играет система торможения в работе дофаминовой системы.
Что делать если развивается непреодолимое влечение?
Тренированная тормозная система является ключевым фактором в работе с зависимостями, неконтролируемыми желаниями и прочим. Для ее тренировки необходим ресурс и много. А ресурс это здоровье, которое формируется режимом и дисциплиной в питании, сне, работе и отдыхе, физической активности, а также периодическим воздержанием. Воздержание (тапас) от чрезмерной стимуляции совместно с режимом повысят внутренние ресурсы и вернут базовый дофамин в норму, после чего возможно будет встречаться лицом к лицу с любыми волнующими вашу дофаминовую систему триггерами и развивать к ним устойчивость, прокачивая систему торможения по полной. Без наличия свободного в доступе ресурса, это будет сделать проблематично. Встреча с любым стимулом, не говоря уже про сверхстимул, будет оставлять глубокий след. Противостоять им будет тяжело.
Как развивать устойчивость к сверхстимулам (триггерам):
Если сверхстимул сработал и реакция началась в виде непреодолимой тяги-нужно выждать время, сделать паузу, чтобы сработала обратная петля торможения. То есть не воспринимать эту тягу как руководство к действию. И позволить волне жгучего желания прокатиться по вашему мозгу и телу, принимая ее. Именно в этой ситуации развитая толерантность к дискомфорту понадобится (способность выносить дискомфорт связанный с возбуждением при низком и при высоком дофамине). Ведь задача сверхстимула создать невыносимое жгучее желание которое побуждает к действию. А это очень дискомфортно и неприятно, кажется что это невозможно терпеть. Через некоторое время если с этим ничего не делать, включиться торможение возбуждения. Чем чаще будет активирована такая система, тем легче ее будет включать в последующие разы, противодействуя искушениям. И так же наоборот, чем чаще мы будем срываться на искушения, тем сложнее будет удержаться в последующие разы.
Тренируйте техники работы с триггерами. Выдержав паузу, когда у нас возникает тяга к чему-то, можно применить один из эффективных способов совладать с ней – это использование метода, предложенного в йога сутрах Патанджали для практики Ямы и Ниямы, – “Пратипакша Бхаванам”:
Сутра 33 Глава 2. Йога Сутры Патанджали: “Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их противоположности”.
Сутра 34: “Ложные помыслы о насилии и прочем – совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, – возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо] культивировать их противоположности”.
Вьяса в своих комментраиях к этим сутрам заметил что: “Не следует использовать подавление [влечений]”.
А следует развивать противоположные помыслы к возникшей тяге.
В чем суть? В этом методе есть несколько аспектов:
- Осознание факта проявляющихся негативных тенденций. что они есть и проявляются определенным образом в нас.
- Анализ возможных плодов и следствий своих мыслей и действий (таких, как причинение вреда и прочих противоположностей принципам ямы и ниямы), которые могут проявляться чуть-чуть, заметно или очень выражено. В данном случае с непреодолимым влечением, противоположным помыслом будет осознавание всей той физиологии которая происходит при избыточной стимуляции: понижение уровня базового дофамина, искажение реальности, развитие зависимости и т.д. То есть, в конечном итоге боль и страдание. И чем лучше мы себе представляем что с нами происходит и какой каскад реакций возникает, тем сильнее наша аргументация будет против. Не имея ни малейшего представления о том что с вами происходит, очень трудно будет противостоять натиску, так как будете считать это собой.
- Необходимо проанализировать возможные положительные плоды и следствия в результате следования этой рекомендации-например развитая воля, спокойствие ума, удовлетворенность, что будет способствовать качественной практике и чистоте ума.
- Осознать и переосмыслить свои истинные ценности. Такой анализ о плодах, как положительных так и отрицательных, имеет смысл делать на базе осознавания и переосмысления своих ценностей. Ведь если главной ценностью является занять лучшее место под солнцем и выжать из этого мира как можно больше удовольствий, то и аргументы за и против будут соответствующие. Весь мир будет восприниматься как средство для удовлетворения этих потребностей. И все что будет мешать этой цели, будет восприниматься как угроза. В такой системе ценностей нет места таким понятиям как делать дела ради того чтобы они были сделаны, помощь другим для них самих. Все дела и люди с которыми мы взаимодействуем воспринимаются как средства удовлетворения, которые не имеют сами по себе никакой ценности, а ценностью становится только получение дофаминовой награды. Удовольствие и выгода не должны быть самоцелью, они приходят в результате реализации более важных жизненных ценностей как побочный эффект. Иначе это похоже на наркоманию и зависимости. Опасность любых зависимостей и желаний в том, что они незаметно встраиваются в систему наших ценностей, и мы считаем их собой. Мозгом они маркируются большой степенью важности, потому предвкушая их, выделяется огромное количество дофамина. Для практикующих йогу безусловно ценностью будет спокойствие ума и все что будет этому способствовать. Соответственно анализ плодов своей деятельности как положительных так и отрицательных надо рассматривать через призму этой ценности.
- Оценивать свои поступки и реакции с точки зрения -”смогли ли мы проявить свои истинные ценности и добродетели”, а не достигли ли мы какой-то выгодной цели. “Трусость приведшая к выгоде это проигрыш. Но! отсутствие выгоды где мы проявили мужество и выдержку -это победа”
- Следует снижать важность желаемого объекта вопросами: кто я? влечение? что мною руководит? (жадность, гнев, страсть, тупость). задать вопрос- зачем я это делаю? чтобы снять дискомфорт или удовлетворить физиологическую потребность.
- Осознать в этот момент свою самоидентификацию. Любое влечение становится непреодолимым если становится частью самоидентификации, когда мы считаем ее неотъемлемой частью своего “я”. В таком случае невозможность реализовать какое-то желание мозгом расценивается как угроза физическому существованию. Это важно осознать и задавать себе вопрос кто я? Влечение? Безусловно, полноценное устранение ложной самоидентификации по настоящему становится возможным только в Дхьяне (медитации), но даже простое одномоментное осознавание сможет создать дистанцию между объектом и вами. Отождествление себя (самости) с удовольствием и с и с любыми чувственными объектами это неведение (авидья)-ложная самоидентификация, когда соединяется вещь с качествами ей не присущими. “Сначала мы отождествляем себя с женой, сыном, родственниками, а затем уже воспринимаем их печали и удовольствия как свои собственные.” Неведение формирует в человеческом сознании предрасположенность к пониманию всех вещей как его собственных, что ведет к жажде наслаждений, привязанности к ним (рага) и отвращение к боли (двеша), порождая вместе с тем инстинктивную жажду жизни (абхинивеша).” Неведение находит свое выражение в эгоизме и действует в трех видах- желание наслаждений, неприятие боли и жажда жизни. (Дасгупта)
- Осознать бренность желаемого объекта, представляя его в разных состояниях.
Памятование о том, что все объекты претерпевают постоянные изменения, оказывается очень отрезвляющим для нашей дофаминовой системы, сознательно меняющее свои установки, ценности на те, что причинят нам меньше страданий. Размышление о смерти и непостоянстве значительно снижают значимость любых мирских погремушек сулящих счастье нашей дофаминовой системе. Важно отметить, что использовать такой метод нужно осторожно, дабы не развить в уме ангедонию и депрессию. И в полном объеме эта практика имеет смысл только для тех кто полноценно привержен цели йоги. Для обычных мирян, ведущих социальный образ жизни, слепое копирование образа жизни и мышление монахов отшельников обычно приводит к серьезному внутреннему конфликту, который не даст ни практикой полноценно заниматься, ни наслаждаться жизнью.
Эпиктет,
“… напоминай себе, что любимое тобой смертно … в тот самый момент, когда чему-то счастлив, придай себе противоположные впечатления. Какой вред оттого, чтобы, целуя своего ребёнка, сказать: Завтра ты умрёшь, — или же сходно своему другу: Завтра один из нас исчезнет и больше мы друг-друга не увидим?”