Хотя практика контроля дыхания имеет долгую традицию в Индии, аналогичные практики также можно найти в древнем и средневековом Китае. К примеру, кумбхака может быть сопоставлена с техниками тайси (taixi) («эмбриональное дыхание»).
По словам Деспё (2008), эмбриональное дыхание имеет два значения.
🕉Первое — «как дышит эмбрион», что означает, что дыхание через нос, кажется, прекращается и заменяется дыханием через пупок и поры кожи.
🕉Второе относится к технике утончения и прекращения дыхания, выполняемой адептами нейдан (китайская практика внутренней алхимии), на которую повлияли буддийские представления о татхагатагарбха («Будда-эмбрион» или «Будда-утроба»).
Вот несколько цитат, что могло стать с человеком, который достиг совершенства в “эмбриональном дыхании”, то есть возможно в аналоге кумбхаки
Гэ Хун утверждает, что его двоюродный дядя Гэ Сюань (164–244 гг. н.э.) во время жары летом мог оставаться под водой целый день, задерживая дыхание и практикуя эмбриональное дыхание (Баопу-цзы, 8.137). Хэ Мэнцзе был одним из фаньши, фаворизируемых Цао Цао (155–220 гг. н.э.), основателя государства Цао Вэй из эпохи Троецарствия (220–265 гг. н.э.). Он стал лидером всех фаньши при дворе Цао Цао. Согласно Хоуханьшу (Книга Поздней Хань):
🌪 Мэнцзе мог держать в рту косточку финика и воздерживаться от еды в течение пяти-десяти лет. Он также мог задерживать свое ци и не дышать, его тело не двигалось, и он выглядел как мертвый человек. Он мог оставаться в таком состоянии от ста дней до полугода. У него была семья, и он был скрупулезен и осторожен в своей речи, как ученый джентльмен (Хоуханьшу, 82.2750, перевод автора).
Необычайные подвиги Гэ Сюаня и Хэ Мэнцзе можно сравнить с описаниями йогов, достигающих состояния кевала кумбхака.
Другой фаньши (китайский мистик, маг, доктор, оккультист и т.д.), известный как Ван Чжэнь, утверждал, что практикует “эмбриональное дыхание” и “эмбриональное питание” (тайши), что делало его удивительно молодым:
🌪Ван Чжэнь из Шанданга, вежливое имя которого было Шу Цзин, практиковал задерживание дыхания перед его проглатыванием. Это называется “эмбриональное дыхание”. Он практиковал выработку жидкостей под языком перед их проглатыванием. Это называется “эмбриональное питание”. Практикуя это, Чжэнь смог прожить более 200 дней без зерновых. Его плоть была сияющей и красивой. Его сила была больше, чем у нескольких человек вместе взятых (там же, перевод автора).
Практики, связанные с “эмбриональным дыханием” , можно найти во многих древних и средневековых китайских первоисточниках . Некоторые тексты посвящены исключительно этому типу дыхания. Например:
🇨🇳-Тайси цзин (Писание об эмбриональном дыхании, DZ 14)
🇨🇳- Тайси цзинчжу (Комментарий к Писанию об эмбриональном дыхании, DZ 130)
🇨🇳- Тайси мияо гэгзюэ (Устные формулы и песни о принципиальных секретах эмбрионального дыхания, DZ 131)
🇨🇳- Яньлин сяошэн цзи синьцзю фуцзи цзин (Собрание древних и современных трактатов по поглощению дыхания мастера Яньлин, DZ 825)
🇨🇳- Тайшан яншэн тайси цзицзин (Высшее писание об эмбриональном дыхании и питании жизни, DZ 819)
🇨🇳- Тайси цзинвэй лунь (Обсуждение тонкостей эмбрионального дыхания, DZ 829)
🇨🇳- Суншань Тайу сяошэн цзицзин (Писание о дыхании мастера Великого Небытия с горы Суншань, DZ 824)
🕉Как вы думаете достаточно ли уже в мире йоги различных пранайам, чтобы достич цели йоги, и “хоть бы их освоить” или нужно переоткрывать новые и неизвестные техники дыхания, которые практически никому не известны и сокрыты в древних текстах?