Сантоша или «полюби судьбу свою» как точка опоры. Часть 1.

1.Можно ли избежать страдания которое уже наступило?

2.Почему избегание  неприятной реальности провальная стратегия ?

Один из серьезных аспектов жизни который неизбежно выбивает из колеи не только любого человека но и практикующего йогу человека это наличие боли и страданий. Страдания являются неотъемлемой частью этого мира. Йога Сутры Патанджали Сутра 15 Глава 2: «Все есть страдания для того кто имеет различение по причине вечного изменения , прошлых впечатлений, противоречивого развертывания гун». До тех пор пока существует тело, цикл Рождение-Смерть мы вынуждены страдать.

Но будущее страдание может быть устранено.

Сутра 16 Глава 2: «Страдание которое еще не наступило может быть устранено». И в следующей сутре 17 дается конкретное лекарство от будущего страдания : это разрыв союза Видящего и Видимого или Высшего Я со своими проявлениями (Аксиоматика Йоги).

 В этом и состоит вся практика йоги. Это осуществляется исключительно практикой Дхьяны, то есть сосредоточением. Но чтобы развить в себе устойчивое сосредоточение предлагается вспомогательное средство Аштанга йога, частью которой и является Дхьяна. Аштанга йога это восьмизвенное средство для развития глубокого сосредоточения: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Каждое звено из этой системы является неотьемлимой составляющей для других звеньев.

Вцелом, задача каждого звена создать условия, чтобы развить определенное состояние сознания. Сделать ум чистым, умиротовренным, как зеркало в котором сможет отразится Истинное Я, а не его проявления. Это состояние называется Ниродха (остановленное). Так вот, все что будет мешать такому состоянию должно быть безжалостно отброшено. Но проблема состоит в том что Страдание которое уже наступило не может быть отброшено и оно прекращается только непосредственным переживанием его. И здесь, то как мы будем проживать эти страдания, будет ключевым аспектом формирования и видоизменения будущей кармы. То есть, устранение будущих страданий зависит от того как мы сейчас переживаем настоящее страдание.Тут, в первую очередь, мы должны принять тот факт, что созревшие плоды кармы, будь то приятные или неприятные, придется вкушать. А вкушать их можно по разному, и человеческий мозг в основном склонен уйти от реальности, отрицая и не принимая некомфортный и неприятный аспект жизни. К такому поведению принуждают нас Клеши (Неведение, Эгоизм, Влечение, Отвращение и Страх смерти). 

Потому когда мы не хотим иметь дело с реальностью, у мозга есть два способа сбежать от нее:

1. Страстно желать чего-то, что связано с повышением дофамина (Рага)

2. Испытывать отвращение, что  также связано  с  повышением дофамина. (Двеша).

Оба способа сопряжены с тревогой и беспокойством. Подобная стратегия избегания реальности заведомо провальная в контексте глобальной цели йоги- успокоить ум чтобы развить различающее видение. Так как такое поведение основано на Клешах и их поддерживает. Ум отрицающий и борющийся с реальностью обеспокоен и истощен. Горизонт планирования такого ума очень узок : Он ориентирован только на выживание и на утешения Себя здесь и сейчас любой ценой, в ущерб будущему лишь бы не испытывать боль. Не важно что будет через 10 лет, важно что я сейчас получу. В большинстве своем это реализуется самыми легкодоступными способами плодящими негативную карму.

 В таком состоянии практика будет невозможна из-за повышенного уровня тревоги и беспокойства. Так работает наш мозг по умолчанию. И это нужно уважать. Благодаря таким настройкам мы до сих пор живы. Но для практики йоги и ее целей это не годиться. Источником Влечения и Отвращения является Неведение -ложная самоидентификация, ошибочное принятие невечного, нечистого, зла и неатмана за вечное, чистое, добро, Атмана. Еще раз , Единственным способом прекратить страдания будет устранить источник-то есть Неведение, развивая Различающее Видение. Что и является целью йоги.

Рага и Двеша, Влечение и Отвращение, реализуются Дофаминовой системой, задача которой пообещать счастье, а не сделать счастливым. И что оно вообще возможно в этом мире вещей. И что оно, собственно, находиться в вещах. Что еще чуть чуть и будет тебе счастье. Таким образом у нас формируются определенные ожидания от этого мира. Ожидания и желания, что все таки страданий можно избежать.

Поделиться:

Оставьте комментарий