वामाङ्घ्रिमूलकन्दाधो ह्यन्यं तदुपरि क्षिपेत् । समग्रीवशिरःकायो वज्रासनमितीरितम् ॥ ६॥
vāmāṅghrimūlakandādho hyanyaṃ tadupari kṣipet, samagrīvaśiraḥkāyo vajrāsanamitīritam. 6.
Пусть [йогин] расположит левую пятку под (мула?)-канду*, а сверху правую. Тело, шея и голова одинаковы (выпрямлены, на одной линии). Это называется ваджрасана.
🧅*Канда
(санскр. «канда» – луковица, основание)
корень всех нади, расположена внизу живота или в области пупа.
Локализация канды в разных тантрах описывается по‑разному, в одних она расположена на уровне основания тела, в других — пупа и в некоторых даже на уровне сердца.
🫚Мула-корень. По тексту не понятно к чему относится мула. К предыдущему слову или к следующему. aṅghri-mūla-корень стопы или пятка. Просто aṅghri это стопа. Либо mūla-kanda- корневая луковица , источник всех каналов в основании тела. То есть от того как “распаковать” санскрит здесь, в основание тела нужно распологать либо только пятку либо всю стопу (разница небольшая, но она все же есть)
🕉Выводы.
Разные трактаты описывают ваджрасану по разному. В йога кундалини упанишад лишь один из возможных вариантов. В одном трактате, которму около 900 лет, даже словом ваджрасана называется поза лотоса.
В зависимости от того, как “распаковать” сложное слово в санскрите (несу разное или несуразное), может поменяться и значение и сама практика и … возможно, наша дальнейшая судьба в колесе рождений и смертей
Больше йоги по первоисточникам с опорой на научные пубикации в телеграм канале Александра Виджая
https://t.me/alexvijayayoga