🕉Техника кхечарӣмудра̄ представляет собой йогический замок, при котором йог сгибает свой язык в направлении к полости над мягким нёбом и, если возможно, вводит его туда.
🇮🇳Примерно XIV века текст Кхечарӣвидья̄ Адӣна̄тхи является одним из самых ранних хатха-йогических текстов, который описывает практику кхечарӣмудра̄.
🇨🇳Однако, кхечарӣмудра̄ было описана задолго до этого в китайских текстах.
🇨🇳Практика заворачивания языка далеко в носовую полость встречается в писаниях одного из литераторов династии Сун, Су Ши (1037–1101), который говорит:
🇨🇳«Когда задерживаешь дыхание, заворачивай язык вверх, чтобы лизать носовую полость. Хотя это обычно невозможно, если использовать намерение, ты, после долгого времени, достигнешь этого» (Су Шэнь нэй хан лянфан, 6.19). По словам Су Ши, этот секретный метод может показаться смехотворным, но он очень эффективен. После многих дней практики Су испытал резкую боль под языком, но тем не менее считал этот метод кратчайшим путём для своей нейдан (внутренняя алхимия) практики, который следует держать в секрете (там же: 6.20).
🇨🇳Похожее упражнение, называемое фаньше сайхо («заворачивать язык назад, чтобы заблокировать горло»), встречается в нескольких даосских текстах, включая Чжэнгао (Декларации Совершенных), написанный в 499 году н.э. Тао Хунцзином, который цитировал эту технику из другого текста под названием Сяомо шанлин цзин (Писание Великого Божества для Истребления Демонов):
Писание Великого Божества для Истребления Демонов говорит: «Если ты чувствуешь беспокойство в теле, заткни горло своим языком. Полощи выделившуюся слюну перед тем, как проглотить её. Делай это много раз. Вскоре беспокойство исчезнет, и ты также почувствуешь, как твоё тело расслабляется и смягчается» (Чжэнгао, 9.538; пер. автора).
🙏Похоже, что со временем эта техника становилась всё более экстремальной, и хатха-йогическая версия кхечарӣмудра̄ требует от практика постепенного разрезания подъязычной уздечки острым инструментом.
🕉А как часто вы используете кхечари-мудру в своей практике и знали ли вы, что некоторые техники из йогических трактатов за сотни лет до написания индийских текстов были описаны в китайских текстах?🌞
Еще больше научной йоги в телеграм канале Александра Виджая https://t.me/alexvijayayoga
Александр спасибо большое за вашу статью очень интересно! А вы делаете огромную работу в открытой йоге по анализу первоисточников! Мы просим вас продолжайте. Александр действительно где более древние первоисточники практик которые нам в большей степени известны и как практики йоги. На этот счёт существует множество разных точек зрения. Но как правило все склоняются к тому что знания распространялось из района Индии дальше во все стороны кругами. Тот факт что мы имеем в китайских источниках описание практик известных из йоги иногда объясняется тем что культурная традиция Китая несколько другая и позволяет в более открытой форме делиться знанием и более систематично его описывать и передавать дальше. Это хорошо видно на примере тантрического буддизма Тибета Непала и Бутана. Например некоторые тексты по жизни описанию Будды только недавно стали известны по текстам найденным именно в Китае. Кстати сказать очень любопытный текст где описываются как будто прежде чем родиться выбирал себе подходящую страну. Что же касается практики кхичари мудры и подрезание уздечки языка то тут есть достаточно забавные известные случаи из истории йогов из бывшего СССР. Когда после перестройки стали доступны тексты многие йоги брали ножик и перерезали себе уздечку в надежде обрести сверхспособности сидхи. Ну как показывала дальнейшая практика уздечка просто зарастала опять. То есть всё это говорит что помимо внешних описаний практики есть ещё какое-то внутренний смысл не всегда нам людям на западе понятный. Всё это нуждается в осмыслении переоткрытии. Александр вы делаете огромный вклад в этот чрезвычайно трудный и нудный процесс! Спасибо вам за это.