Часть 12. Отвращение и дофамин. (Двеша).

1. Что делать с чувством отвращения?

2.всегда ли можно доверять этому чувству?

3. Почему от любви до ненависти один шаг.

4. Как использовать чувство отвращения в практике йоги.

Отвращение. 

 Мозг  маркирует Дофамином все что важно для выживания. В том числе и то что будет угрожать выживанию. 

Pathogen disgust sensitivity protects against infection in a high pathogen environment PNAS February 23, 2021 118 (8) e2018552118

Чем больше мы наделяем какой то объект или явление важностью, тем больше выделяется дофамина. Поэтому дофамин  и адреналин работают вместе в том числе при стрессе, опасности для жизни и так далее. Это выражается как  избегание неприятного и опасного, как отвращение.  Изначально Отвращение является эволюционно развившейся эмоцией, которая помогает нам избегать патогенов, ядов и других потенциально опасных объектов[1][2][5]. Эта реакция активируется через различные органы чувств, такие как обоняние, вкус, зрение и осязание[3].

Исследования показывают, что люди склонны воспринимать отвратительными те объекты, которые ассоциируются с угрозой заражения[6]. Например, разлагающиеся трупы вызывают сильное отвращение из-за процесса разложения, а не только из-за осознания факта смерти[5].

 В реализации этого процесса участвуют подкорковые структуры, входящие в систему вознаграждения ( черное вещество и бледный шар) а также островковая кора.    То есть дофамин играет роль в обучении что полезно, что вредно, что опасно для выживания.   Отростки нейронов из вентральной покрышки  идут в разные участки прилежащего ядра. Один участок  реализует влечение, а другой отвращение.   

(Neuron VOLUME 101, ISSUE 1, P133-151.E7, JANUARY 02, 2019 A Neural Circuit Mechanism for Encoding Aversive Stimuli in the Mesolimbic Dopamine System). 

Эволюционно чувство отвращения чрезвычайно важно  и необходимо для нашего мозга чтобы выжить. Но не всегда нужно доверять ему. Ведь отвращение формируется подсознательно просто молниеносно,  и без участия  рационального анализа  пфк, что допускает  вероятность  ошибки.

При низком уровне осознанности, что  особенно происходит при отсутствии достаточного ресурса, легко спутать физически непривычное и необычное с моральным отвращением, что зачастую искажает  сильно восприятие за счет формирования ложных причинно следственных связей. Получается такая  древняя система которая ранее очень здорово помогала избегать угрозы, очень серьезно искажает реальность. Порой чувство отвращение сопровождается возбуждением, но так как наш мозг слабо может различать причину возбуждения, вещи которые интерпретируются отвратительными могут возбуждать в сексуальном плане.

Еще  чувство отвращения  приводит к снижению   активности отделов мозга отвечающих за сочувствие, жалость и сострадание. Из за этого люди которые нам отвратительны воспринимаются как вещи и буквально теряют свою личность

Отвращение может возникать к людям кто сильно от нас отличается поведением, мировоззрением, внешним видом и по эффекту оно схоже с  пищевым отвращением.

 При несовпадении ожиданий и реальности уровень дофамина падает что приводит  к активности островковой области и генерации чувства отвращения. 

 А само чувство отвращения также поднимает дофамин как и влечение потому что значимость объекта сохраняется. Разница лишь в том что дофамин кодирует желание избегать этот объект к которому ранее было влечение. Подобный процесс происходит в отношениях между  мужчиной и женщиной : первым этапом как известно является влюбленность которая сопровождается подъемом дофамина и чувством влечения, через некоторое время если в процессе этих отношений не произошло  трансформации из дофаминовых отношений в окситоциново-вазопресиновые , то партнеров начинает тошнить друг от друга, дофамин падает и возникает отвращение.

Чем сильнее было влечение, страсть и тяга тем сильнее будет отвращение при несовпадении ожиданий и реальности. 

Как быть с чувством отвращения?

 Итак, Как  же быть с чувством отвращения?

 •Важно понять что испытывать отвращение  это совершенно нормально,  это защитный дофаминовый механизм который мотивирует на избегание  потенциально опасного.  Нам не должно нравится все подряд и вызывать восторг. Это чувство  является стоп сигналом от перенасыщения чем либо (еда, общение, работа, информация). 

Нельзя это  чувство просто игнорировать и подавлять, оно имеет право Быть,  просто  нужно  научиться с ним работать и проверять свое отвращение на адекватность, потому что  во многих случаях то, что кажется нам отвратительным, действительно плохо и вредно, но это не значит, что разумные люди должны строить свои отношения на дремучих слепых инстинктах.  Но и если же его проигнорировать и подавлять, то  из легкой неприязни оно может обернуться сильным отвращением. 

 •  также важно понимать что частое  и бесконтрольное  переживание его с избыточным выделением дофамина может нарушить работу дофаминовой системы. И потому  важно не доверять ему слепо.

 • и учитывая что это чувство сопровождается подъемом дофамина на него также можно подсесть. Это обычно выражается чрезмерной борьбой и противостоянием  против неприятного, обсуждением и размышлением об этом объекте.  Ведь отвратительное очень привлекательно для нашего внимания, так как эволюционно важно для выживания.  Это надо четко осознавать и каждый раз одергивать свое внимание при злоупотреблении.

 • Скорректировать свое отношение к выполняемой деятельности. Порой излишнее самопринуждение и отсутствие отдыха может приводить к отвращению и если мы будем его игнорировать и продолжать превозмогать свою усталость можно  столкнуться с выгоранием. Чтобы этого не произошло важно правильно организовать свою работу и учебу и остановиться вовремя, пока не начнется неприязнь.  Порой лучше остановиться на моменте когда еще хочется продолжить и есть подъем. А также постараться найти  нужный подход к нужной деятельности, соблазнив свой мозг на  нее, а не принуждая себя. 

Не запихивать уйму немеренную информации за короткий период. Даже если прет и есть восторг. Помним про оптимум мотивации.  Во всем должна быть последовательность. Если переесть и поддаться этому безудержному  восторгу очень быстро восторг обернется отвращением.

 • Практиковать медитацию на пожелание счастья всем живым существам, в том числе и тем кто отвратителен и неприятен для нашего мозга.  Такая тренировка ума позволит сфокусироваться не на различиях между живыми существами, а на общем для всех- это стремление к свободе и счастью, к пониманию что все мы страдаем и находимся в неведении. Напомню, что более менее нейтральное отношение которое мы можем создать подобной практикой нужно для углубления в навыки сосредоточения.

Подобная практика описана в Тексте Йога Сутры Патанджали. Глава 1 Сутра 33 “Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку”.

 Вьяса в комментарии к этой сутре добавил  

“Итак, пусть [йогин] культивирует дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность к обладающим порочными склонностями.

У того, кто взращивает [свои чувства] подобным образом, возникает «светлое» качество, а отсюда и происходит очищение сознания. Будучи очищенным, [оно становится] устремленным к одной точке и достигает стабильности.”

 Сурендранатх Дасгупта уточнил, что такая практика культивирования должна быть  по отношению ко всем, кто продолжает проводить жизнь в  погоне за удовольствиями. Действительно практик, который встал на путь йоги, может столкнуться с очень неприятным, а порой даже и очень “приятным” дофаминовым чувством отвращения ко всем кто не на пути йоги, кто думает не так как ты, кто не практикует так как ты и столько как ты, кто еще не дошел до того понимания что имеешь ты. Здесь нужно быть на чеку и безжалостно осекать свой мозг, который впадает в подобные игры. Это можно сделать достаточно просто- найти того кто лучше вас и сразу же весь налет превосходства исчезнет, главное здесь не впадать в другую крайность.

 Чувство отвращения также может возникать в ответ на любые попытки заняться деятельностью которая не сулит сиюминутной выгоды в репродуктивном плане, социальной доминатности или пищевой награды, более того, которая сопровождена тратой большого количества ресурсов. Потому любое долгосрочное обучение, развитие навыков, требующих большого вложения  ресурсов с отсроченным результатом расцениваются мозгом как небиологичные формы поведения и избегает их , формируя чувство орвращения, в лучшем случае мозг прибегает к имитации этих видов деятельности. Здесь конечно мы должны понимать что  при выполнении такой деятельности, ориенитироваться на чувство гармонии и наслаждении не приходится и даже опасно. Так как чувство гармонии и наслаждения является биохимическим механизмом самопоощрения мозга в ответ на поддержание поведения основанном на инстинктивно-гормональном уровне (повеселиться, размножиться, нажраться, подоминировать). Да, учиться тяжело и непряитно, нужно заставлять себя.

 •  У чувства отвращения также есть и положительные эффекты: например оно помогает сохранять  свои границы удерживаясь от ненужных поступков и формирования зависимостей ( например от переедания, избытка общения и тд)

 • А сознательное формирование отвращения может быть противоядием от нездорового влечения. Собственно это метод Пратипакша бхаванам-фокус на негативных аспектах может повлиять на изменение оценки дофаминового триггера (об этом методе было в предыдущей части).  

Сурендранатх Дасгупта- “Для ослабления проявлений неведения необходимо научиться воспринимать изх в подлинном свете, медитируя над их порочностью. Так, привлекаемые наслаждением, мы можем представлять его как пузырю, пропитанный болью, вовлекающий нас во все большие страдания, неотрывно свящанные со всеми прявлениями авидьи. Подобное размышление о пртиворечивом характере вещей, котрым неведение сообщает видимость привлекательности, вещей, соблазняющих нас, влекущих на путь зла, формирует адекватную оценку сущего, воздействую таким образом на волю, что способствует  очищению уа, устранению желаний, укреплению воли и приготовление к великой йогической медитации.”

В некоторых  тибетских традициях есть практики  созерцания разложения трупа  (Чод) с целью ослабить привязанность к своему телу и вожделение по отношению к другим. О подобном методе также было описано в предыдущих частях статьи. 

Dan Jones. Moral psychology: The depths of disgust // Nature. 2007. V. 447. P. 768–771.

Dan Jones. Moral psychology: The depths of disgust // Nature. 2007. V. 447. P. 768–771.

Wishful Seeing How Preferences Shape Visual Perception 2013 Current Directions in Psychological Science 22(1):33-37

Influence of vmPFC on dmPFC Predicts Valence-Guided Belief Formation. The Journal of Neuroscience, 2018; 38 (37)

Hedonic Adaptation to Positive and Negative Experiences  The Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping

Pursuing Happiness: The Architecture of Sustainable Change Review of General Psychology 2005, Vol. 9, No. 2, 111–131

Life Satisfaction Set Point: Stability and Change. 2005Journal of Personality and Social Psychology. 88 (1): 158–164.

Reexamining adaptation and the set point model of happiness: Reactions to changes in marital status. Journal of Personality and Social Psychology. 2003 84 (3): 527–539.

Поделиться:

Оставьте комментарий